На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

Нa выстaвкe в Пoдзeмнoм музee пaркa «Зaрядьe» всeгo три витрины с рeaльными, тoчнee скaзaть, физичeскими кaртинaми и oбъeктaми. Зa стeклoм здeсь, нaпримeр, сeрия зaбaвныx рисункoв Лeoнидa Тишкoвa «Диaлoг с вeликими», кoтoрыe пoсвящeны Сeзaнну, Мaлeвичу, Кaндинскoму, Дюшaну, Кaфкe, Флoрeнскoму, Пикaссo, Кeйджу, Бoйсу. A нa сeнсoрнoм экрaнe нeпoдaлeку мoжнo нaйти тeксты Тишкoвa и Пaцюкoвa, рaзъясняющиe поверхностный смысл ирoничeскиx истoрий. Всe oни oснoвaны нa рeaльныx сoбытияx с жизни вeликиx. Вoт, нaпримeр, Кaзимир Мaлeвич нaрисoвaн срeди свoиx гeрoинь с кaртины «Дeвушки в пoлe»: крeстьянки с бeзликими гoлoвaми-oвaлaми наказывают своего создателя вслед за то, что он изобразил их такими. В судьбе основателя супрематизма и верно случилось так, что принципиально новейший взгляд на искусство на первых порах возвысил его чуть ли маловыгодный до ранга небожителя, а попозже это же видение подверглось суровой критике. Споры о художнике приставки не- утихают и сейчас. «Казимирка Малевич — фигура парадоксальная и в то же время великая в своем парадоксе… Настоящее мы можем размышлять о «Черном квадрате» в взаимоотношения с открытием реликтовых частиц, первых элементов начал нашей Вселенной — в феноменальности теории Большого взрыва. Многие физики уверены, что-нибудь сейчас мы живем в «конденсированной» не то — не то в «замороженной» фазе Вселенной, которая принципиально отличается с более ранних эпох», — пишет Пацюков, давая близкий оригинальный ответ о значении супрематиста. Сверху тач-падах можно зафиксировать десятки высказываний искусствоведа о художниках разных эпох. В этом месте же показана плеяда современных авторов, бери которых он оказал авторитет. А это почти все значимые мастера нашего поколения и невыгодный только — есть и вдоволь молодые художники, которых Витуля поддерживал словом и делом.








Обо во всех отношениях этом свидетельствуют работы таких мэтров, во вкусе Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дима Пригов, Владимир Немухин, Витяша Пивоваров, Эдуард Штейнберг, которые разрешается найти в еще одной витрине. Сие те самые легендарные шестидесятники, с которыми дружил и работал Пацюков, эпизодически после института с головой окунулся в неофициальное мозаика (окончил он, кстати, Московский воздухоплавательный институт и Московский технологический альма-матер легкой промышленности по специальности «художественное задумывание» в 1964 году). Многие изо этих работ созданы с умыслом для Виталия. Такова, пример, работа Булатова, где в центре белого хоста в какие-нибудь полгода одно слово: «Пацюков».








Помимо витрин с картинами мэтров нате выставке есть три больших экрана, идеже показываются видеоарт или материал знаковых арт-событий, в которых приставки не- последнюю роль сыграл Пацюков. Промежду них — проект Вадима Захарова «Черные перо», который представлял Россию нате 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Глотать одна ранняя видеоработа Леонида Тишкова «Лилейный ангел» — 1998 лета. Или проект 2011 лета композитора Владимира Мартынова и художника Владимира Смоляра: главный написал фантазию по мотивам Баха, следующий создал визуализацию мелодии, которая как бы приснилась немецкому классику. Полно видео, очень разные объединение темам, сюжетам и форме, сложены в один лишь ритм — это сызнова одно посвящение их вдохновителю, раскрывающее идею проекта.








Сотни художников оказались в ореоле влияния Виталия Пацюкова. Задачей этой выставки было передать масштаб его фигуры, единство его личности и кураторского взгляда, разнокалиберность интересов и связей. И это посчастливилось. Не случайно на входе висит гигантский экран с портретом искусствоведа, заверенный. Ant. неподписанный так: «Виталий Пацюков — совокупный человек». Он и ничего не скажешь был интегралом современного искусства, был ловок видеть всю его разнокалиберность и неравномерность, находить настоящие жемчужины в потоке совриска, разевать новые имена и задавать бакштаг. Пацюков мог бы произвести больше: во многом подле жизни он был недооценен, пока пришло время осознать всю его интегральность.








Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.