«Нaм былo oчeнь вaжнo, чтo имeннo в юбилeйный гoд да мы с тобой зaвeршили рaбoты пo сoздaнию музeя. Дaжe стрaшнo вспoмнить, чтo здeсь былo. Снaчaлa кoммунaльныe квaртиры, пoтoм мнoгo чeгo и нaкoнeц — OДС. Кoгдa вoзниклa идeя сдeлaть музeй, квaртиру пoд нeгo дaли, нo нe эту, a в сoсeднeм дoмe. И кoгдa были вoпрoсы, кaк тaк пoлучилoсь, сказали: «Вам какая сравнивать. Такая же? Такая но!» — поведал Александр Владимирович.
Числом его словам, перемещение районной диспетчерской в другое устраивание оказалось весьма трудоемким процессом. Так когда было объявлено, чего историческое место вернут Булгакову и сделают общедоступным, нате это отозвалось немало поклонников творчества Михаила Афанасьевича:
— Очередь стояла. Пришел услужник в костюме кота с примусом. Одержимость был очень большим!
Напомним, ровно в этих стенах Булгаков написал пьесы «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева» и прочие, а также ранние, частично уничтоженные редакции «Мастера и Маргариты». Семо же весной 1930 лета опальному писателю, которого решили малограмотный выпускать из СССР, позвонил Сталин.
Накануне этих драматических событий сии комнаты были связаны со светлой полосой в жизни самого классика и Мастера, героя его бессмертного романа. В груз «нехорошей квартире» на Непомерный Садовой эта — как разик хорошая. Особенно теперь, от случая к случаю она стала интерактивным и богатым ценными экспонатами пространством. Пространством подчеркнуто нелинейным, идеже каждый стенд или архитектоника устроены так, чтобы камня на камне не оставить утверждение Николая Бердяева о музеях, наполненных всего трупами красоты.
Нет, сие не привычная выставка портретов и картинок — и старый и малый здесь требует участия посетителя; с целью что-то узнать, нужно рассмотреть в глазок, открыть дверцу иль ящик, покрутить ручку. Сие как бы «контактный музей» — вдобавок все эти механические и технические ухищрения служат появлению нескольких измерений Булгакова. Все на свете тексты существуют в нескольких редакциях и истолкованиях. Патерик — в трех вариантах. (Плюс каждый рассказ посвящен жене классика — Любови Белозерской, а это сменная часть экспозиции.)
Унич данные, что первый московский Третьяковка Булгакова — самый посещаемый посредь аналогичных. Можно не подвергать сомнению, что на Большую Пироговскую вот и все не зарастет народная путик. Тем более что тут. Ant. там еще и памятник литератору вблизи установлен. К которому, к слову, Кибовский и президент музея Петр Мансилья-Круз возложили дары флоры — под аплодисменты многочисленных зрителей.
Будем подсчитывать, что 130-летие со дня рождения гения русской литературы край отметила достойно. Затравили возле жизни — но признали объединение смерти и чествуют все последующие поколения, равно как часто бывает в России.
В Москве появилась «хорошая норка» Михаила Булгакова: фото изо музея