В Пушкинском музее показали оживших мумий

Выстaвкa в Глaвнoм здaнии ГМИИ им. Пушкинa стaлa рeзультaтoм мaсштaбнoгo исслeдoвaния, прoвeдeннoгo спeциaлистaми музeя вмeстe с учeными Курчaтoвскoгo институтa. В eгo прoцeссe были oтрeстaврирoвaны сaркoфaги, мaски, рaзличныe aмулeты и принaдлeжнoсти зaгрoбнoй жизни дрeвниx eгиптян изо сoбрaния Пушкинскoгo музeя. Изучeн сoстaв рaствoрoв и бинтoв, кoтoрыe испoльзoвaлись вo врeмя мумификaции. Сдeлaны пoдрoбныe КТ-снимки и рeнтгeн тeл, кoтoрыe пoзвoлили oпрeдeлить пoл, вoзрaст и причины смeрти тex дeсяти мумифицирoвaнныx eгиптян, кoтoрыe oкaзaлись в Рoссии нa рубeжe XIX – нaчaлa XX вeкoв и пoпaли в 1924 гoду в ГМИИ. Никoгдa прeждe в Рoссии нe прoвoдилoсь пoдoбнoй выстaвки. В экспoзиции мoжнo увидeть бoлee 400 экспoнaтoв, бoльшaя чaсть кoтoрыx дo этoгo былa дoступнa тoлькo спeциaлистaм.

Срeди ниx oсoбeннo выдeляeтся зaл, гдe прeдстaвлeнo двe мумии (мужскaя и жeнскaя), a нa экрaнax мoжнo увидeть, кaк мeртвыe oживaют. 3D-рeкoнструкция пoкaзывaeт нaм снaчaлa мумифицирoвaннoe тушка. Оно освобождается от бинтов (а их уходило накануне 200 метров на человека), и вона перед нами предстает «босой» скелет, который мало-помалу «обрастает» мышцами, кожей, одевается в традиционные для того Древнего Египта одежды. А таже ожившая мумия открывает шкифы, потягивается, как бы пробудившись от сна, начинает двигаться, осознавая себя снова. Именно так представляли посмертную век древние египтяне. Телесная умирание – это начало следующей жизни.

Проявление после смерти — ученые восстановили черты лица мумии







Древние египтяне считали, а человек состоит из сущностей – физического тела (хат), духовного тела (сах), сердца (иб), двойника (ка), жизненной энергии (ба), чистого духа, отделившегося с телесной оболочки (ах), образа (сехем), тени (шуит) и имени (рен). Того ритуал отделения от бренной оболочки был си важен для них. В загробную питание вместе с телом умершего отправляли до сего времени, что может пригодиться с годами – от чаш с едой и охранных амулетов до самого любимых животных, мумии которых в такой мере же помещали в гробницу. Впереди тем, как родиться сызнова, человек должен был предстать предварительно загробным судом, на котором собирались до сей поры боги.

– На одну чашу весов клали душа, на вторую – легкое перышко богини справедливости Маат, – рассказывает гид многочисленным посетителям, столпившим кругом (после отмены QR-кодов публики в музее осязаемо прибавилось). – Разве что сердце перевешивало, то человека съедало зверь Амат. Это было самым страшным для того египтян: тогда человек невыгодный мог возродиться в вечной жизни. Возлюбленный исчезал навсегда.








В одном из залов представлены экспонаты, которые логично показывают весь процесс подготовки к «переходу». Мумификация была доступна лишь богатым, тела простых людей в захоронениях без труда покрывали тканью и солнце иссушивало прах. Но рядом с ним до сего времени равно клали еду, тексты с «Книги мертвых» и некоторые люди атрибуты, важные для ритуала.

Мумификация занимала этак 70 дней. Органы омывали различными ароматическими и дезинфицирующими средствами, оборачивали в бинты, и помещали в четверка сосуда (канопа). Крышки каноп были украшены изображением богов – сыновей Горушка: Хапи с головой павиана, Дуамутефа с головой шакала, Кебехсенуфа с головой сокола и Амсета с человеческой головой. Сосуды клали в особенный квадратный ящик, который дружно с мумией помещался в гробницу. Само трупец обрабатывалось изнутри и снаружи природной солью натроном и специальными бальзамами. И наполнялось мешочками с илом изо священного для египтян Нила неужто опилками (для поддержания стать). После лицо усопшего закрылось позолоченной маской и помещалось в гробница. На бинтах и на самом саркофаге писали название человека, его статус и тексты изо «Книги мертвых». В время исследований удалось возродить бинты с изображениями и теперь аудитория впервые могут увидеть сии натканные письмена.

– Когда-никогда мы делали сканирование, ведь обнаружили, что все мумии в саркофагах подмененные, ведь есть они не принадлежали начально к этим гробам, – рассказывает «МК» наблюдатель выставки Ольга Васильева. – Вероятнее только (лишь), это было сделано ХIХ веке – антиквары клали в вакантный саркофаг мумию, которая им подвернулась, с целью продать подороже. Открывает нашу выставку пожиратель XV века до нашей эры, принадлежавший вельможе числом имени Маху из XVIII династии Нового царства. Его пикния, к сожалению, утрачено. Но гроб и маска, которую можно глядеть рядом в витрине, сохранились образцово, в то время как многие кое-кто были повреждены. Часто невмочь прочитать именами и титулы их владельцев, вследствие того что что рисунки у подножия саркофага сбиты.








Помимо генеральный исторической экспозиции, можно вкусить в Пушкинском взгляд на египетское «зодчество (архитектура) бессмертия» из наших дней. Маринистка Ирина Затуловская построила в зале сверху первом этаже Главного здания, тот или другой прежде занимала постоянная выставление с мумиями, свою пирамиду. Каждую ступеньку сего сооружения украшают вышивки, рисунки, деревянные и металлические дощечки. По сей день они имеют ритуальный условный смысл и созданы в нарочито наивном стиле. После этого все, что каждый изо нас мог пожелать возьмите хоть с собой в загробный мир. Через маленького черного платья, вышитого получи кусочке ткани, до тарелок с ложками, начертанными нате жести. Здесь нет так себе лишнего, богатого, здесь только-тол «заупокойные» атрибуты, символы успокоения, простого быта. Часть сделаны с юмором. Есть, хоть бы, вышивка, изображающая девушку, стирающую целлофановые пакеты. Вдруг в точку – в свете последних санкционных событий.

Вообще-то в этом исследовательском подходе к смерти – якобы к сложному, многоэтапному процессу «перехода» с бренного к духовному (эфирному – точно по мысли египтян) – (за)грызть нечто успокоительное. «Memento mori» – калема, которая готовит к вечности, и заставляет впасть в задумчивость о жизни, сегодня очень благовременно. Неважно, что она с другой культуры, в римское знание она, очевидно, перетекла неведомо зачем же, как и фаюмский двойник, которому на выставке посвящен смешн раздел, из египетского таблица. «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, фигли ты человек!») – прошел слух, что именно так звучала изначально каста крылатая фраза, оставшаяся в веках. Как об этом «умение бессмертия» египтян: существование (бренное) – лишь подготовка к вечности, к загробному суду, идеже твое сердце будет вешать сама Справедливость.

В Москве показали 400 экспонатов времен Древнего Египта: персонал с выставки

Смотрите фотогалерею ровно по теме

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.