Фoтo: сoцсeти
В спискe «инoстрaнцeв» прeдстaвлeны xoрoшo извeстныe в кинeмaтoгрaфичeскoм мирe кaртины: «Фaнтaстичeскaя жeнщинa» чилийцa Сeбaстьянa Лeлиo, бурнo встрeчeннaя нa Бeрлинскoм кинoфeстивaлe, «На пределе» немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина от Германии, «О теле и душе» венгерского режиссера, обладательницы «Золотого медведя» Берлинале Ильдико Эньеди, фавориты Венеции — «Фокстрот» израильтянина Самуэля Маоза и ливанское «Оскорбление» Зиада Дуэри, «Фелисите» Алена Гомиса из Сенегала, южноафриканская «Рана» Джона Тренгова и, наконец, шведский «Квадрат» Рубена Эстлунда, побеждающий всех и везде. Борьба предстоит серьезная. Из этой девятки американским академикам предстоит выбрать пятерку номинантов.
Юбилейная и 90-я по счету церемония вручения премии Американской киноакадемии пройдет в Лос-Анджелесе 4 марта 2018 года, когда в Москве будет уже раннее утро 5 марта. Список всех номинантов будет объявлен 23 января.
«Нелюбовь» рассказывает о жизни молодой еще московской семьи — среднестатистической, переживающей мучительный развод и фактически потерявшей 12-летнего сына, заброшенного в череде бесконечных ссор. В фильме постоянно говорят про ненависть, в которой эти люди-то существуют.
Картина отмечена призом жюри 70-го Каннского кинофестиваля. 23 ноября в австралийском Брисбене Андрей Звягинцев получил премию Asia Pacific Screen Awards, называемую азиатским «Оскаром», за «Достижения в режиссерском мастерстве» и опять же за «Нелюбовь». 9 декабря в Берлине на 30-й церемонии Европейской киноакадемии награждены оператор фильма Михаил Кричман и авторы музыки Евгений и Саша Гальперины. Но главные награды достались шведскому «Квадрату», как когда-то и «Золотая пальмовая ветвь» Канн.
11 декабря «Нелюбовь» вошла в число номинантов премии «Золотой глобус». Напомним, что эта престижная премия зарубежной прессы, аккредитованной в Голливуде, была вручена Андрею Звягинцеву за «Левиафана» в 2015 году. «Левиафан» тогда же вошел в число оскаровских номинантов.
«Нелюбовь» создана без господдержки продюсерами Александром Роднянским, Сергеем Мелькумовым и Глебом Фетисовым при участии французских и немецких партнеров, а также бельгийской компании знаменитых братьев Дарденн. Недавно в Москве на Фестивале авторского документального кино показали удивительную картину «Андрей Звягинцев. Режиссер» Дмитрия Рудакова о том, как проходили съемки «Нелюбви». Казалось бы, такой сложный и трагический фильм у Звягинцева, но так забавно наблюдать за муками творчества. За тем, как привлеченные для съемок гастарбайтеры не могут понять, почему снимают с конца. У них в Ташкенте все по-другому. Да и сам Звягинцев не понимает, как можно шесть часов потратить на единственный кадр в подъезде: «Это безумие!». Он бьется с актрисой, которая не может нормально произнести фразу. А уж как Звягинцев, вгиков не кончавший, по сути, самоучка, перепутал «эффект Кулешова» с достижениями Дзиги Вертова — это суперкадры. И прекрасно, что продюсеры и он сам все это оставили как есть, не зачистили, не навели красоты.