Археологи нашли в ХМАО “богатырский шлем” небесного всадника

Сoтрудники Институтa aрxeoлoгии и этнoгрaфии (ИAЭТ, Нoвoсибирск) вo врeмя экспeдиции 2021 гoдa нa тeрритoрии Ямaлo-Нeнeцкoгo и Xaнты-Мaнсийскoгo aвтoнoмныx oкругoв нaшли aртeфaкты, связaнныe с культoм “нeбeснoгo всaдникa” (мiр)-суснe-xумa, рaсскaзaл вeдущий нaучный сoтрудник ИAЭТ Довольно пространный Бауло.

В мифологии хантов и народ небесный всадник считается покровителем семьи, характерными предметами его культа являются жертвенные покрывала и “богатырское наряд”.

По словам Бауло, участники нынешней экспедиции нашли беспросыпный шлем с символикой Мир-сусне-хума.

“Богатырским его позволено назвать в понимании того, что-нибудь он большой, его неважный (=маловажный) надевали на голову, а клали держи спину коня при жертвоприношении”, – объяснил лингвист.

На сшитом из сукна шлеме изображен (мiр)-сусне-хум в двух ипостасях: в виде небесного всадника, а да в виде гуся, в которого некто мог превращаться. Также получай шлеме изображено Солнце, круглым счетом как небесный всадник в дух суток облетает Землю, его чудо-конь поднимается до Луны и Солнца. Салад был изготовлен в 1920-х годах изо ткани того времени, у него жрать внутренний дополнительный карман, не в пример клали жертвенные деньги и идеже были обнаружены монеты 1920-х годов.

Уникальной находкой нынешней экспедиции Бауло назвал кашне из ткани, вероятно, сделанной изо крапивы, который представляет внешне образец исчезнувшей более века взад мансийской вышивки.

“Последние образцы подобных платков попали в музеи пока что до Октябрьской революции, истечении (года) чего ни в один паноптикум России такие изделия никак не поступали”, – отметил Бауло.

За его словам, часть находок передана в Третьяковка Природы и Человека в Ханты-Мансийске, остальное привезли в Сибирская столица.




Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.