фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Xудoжник Цaй Гoцян.
10:00. Стeклянный, oттoгo прoнизaнный днeвным свeтoм пaвильoн, гдe кoгдa-тo вырaщивaли кaртoфeль, зaпoлняeтся мoлoдёжью в бeлыx футбoлкax с крaсными иeрoглифaми. Нaдписи глaсят: «Цaй Гoцян. Oктябрь». Этo нaзвaниe выстaвки, нaмeкaющee нa 100-лeтиe русскoй рeвoлюции. Пoявляeтся и сaм Цaй Гoцян — скрoмнo oдeтый в чeрнoe, рaзвe чтo выдeляeтся мoркoвнoгo цвeтa вoдoлaзкoй — и пoдтвeрждaeт идeю прoeктa:
– Oн о революции и её причинах. Я приглашаю зрителей задаться вопросом, почему у людей есть идеалы и как они появляются? История создается отдельными людьми, которые должны брать на себя ответственность и отвечать за последствия. Неслучайно я исследую не только историческую перспективу России, но и Китая, откуда я родом. В моем детстве (р. 1957. – «МК») он был зависим от СССР. Как и все китайские дети я рос с изображениями Ленина и Сталина, они висели в школе. Будучи молодым, я многому учился у русских реалистов. Через их картины изучал Россию: её природу с бескрайними полями и берёзовыми рощами, болотами, петляющими дорогами… Эта земля, люди и культура следовали за мной всю жизнь. Я никогда не переставал размышлять о России и её взаимоотношениях с миром.
11:00. Волонтёры с набитыми мусорными пакетами распределяются вокруг холста размером 20х3 метра. Пока на нем ничего нет, а то, что появится чуть позже, высыпают из мешков — тысячи деталей, из которых складывается сотня картонных трафаретов. Их сделали на основе такого же количества фотографий, что Гоцян отбирал в течение года, изучая советскую периодику. Собрал солидный фотоархив, из которого выбрал самые выразительные и важные снимки. Трафареты вытравливаются лазерами для достижения максимальной точности, а теперь — вырезаются волонтерами. Добровольцев около 90, большинство — студенты факультетов истории искусств. Второкурсница РГГУ Алла, не раздумывая отозвалась участвовать в проекте, «чтобы прикоснуться к созданию великого произведения. Сейчас учебы не много, преподаватели отпустили с занятий, когда узнали, какому художнику нужна помощь».
12:00. Вырезанные трафареты 14 ассистентов Гацяна распределяют по холсту в виде протяженной реки. Одноименное название и у самой работы, которая запечатлевает основные поворотные события ХХ века в виде бурного потока с чередой образов из повседневной жизни. «Река» – вторая пороховая картина, которую Гацян творит в Москве. С нашей стороны процессом руководит Александра Данилова (куратор).
фото: Наталия Губернаторова
Ассистенты Цая Гоцяна.
– Александра, как Цай решился привлечь к работе посторонних?
– Он всегда работает с местными жителями. Считает, что только через прямой контакт с людьми, его искусство становится понятным и им можно заинтересовать. Куда бы он ни приезжал, первым делом общается с местным населением. Ездит в самые бедные страны, чтобы привезти детям материалы и сделать с ними игрушки. В 2011-м году он поехал в Донецк и в течение недели спускался с шахтерами в шахту, чтобы понять, чем они живут, чем дышат, чтобы потом сделать их портреты. В том же году он предложил продать одну из своих работ, а вырученные деньги передать на нужды жителей города Иваки, в котором долго жил Гацян, и который пострадал от атомной аварии на Фукусиме. В этом смысле он художник удивительный, открытый и демократичный.
За последние пять лет он сделал выставки в Метраполитен-музее, Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Бильбао, МоМА в Нью-Йорке. Но более показательно то, что вслед за выставкой в Москве откроется его проект в музее Прадо. Гацян станет первым из ныне живущих художников, которые допущены туда.
13:00. Художник, двигаясь по мосткам над холстом,сыпет на него разные виды пороха, различающиеся по объему гранул, поэтому куда-то Гацян сыпет больше вещества, куда-то меньше — зависит от эффекта, которого хочет добиться. Вот сейчас порох только черный, к цветному он прибегнет в следующей, третьей картине. Если черный Гацян использует больше 24 лет, то цветной только два года. Он взрывается не громко (звук «ш-ш-ш»), оставляя эффектный дым и цветные разводы на холсте.
– Порох – китайское изобретение, – говорит Данилова. – Существует двоякость в восприятииего. В Европе его считают грозным оружием, которое несет разрушение, а в Китае его прежде всего связывают с праздником, фейерверком. Гоцян пошел дальше и сделал это вещество произведением искусства. Он пишет порохом, используя его вместо красок.
14:00. Основные приготовления позади. Вокруг панно становится безлюдно, и можно рассмотреть проступающие, еще пока нечеткие изображения. А тут — вехи истории России за столетие: от революции до современности. Умиротворенная царская семья. Бойкий Ленин. Орудующие красноармейцы. Знамя над Рейхстагом. Матросы, штурмующие Зимний. Изможденные крестьяне. Воодушевленные пионеры. Советский народ с десятком лозунгов типа: «Смерти нет!» или «Лучше ходить голым, чем носить меха!». Стиляги. Колоритные бандиты. Помешавшиеся на технике подростки.
Образы — собирательные. Каждый может найти созвучные черты своим бабушкам и дедушкам. Никаких политиков или узнаваемых персон современности. Разве что сам Цай Гоцян. Когда он попал в Москву в 1990-е, посетил Третьяковку. И как большой любитель русской живописи не преминул включить свой портрет на фоне «Неизвестной» Крамского.
фото: Наталия Губернаторова
Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
15:30. Директор Пушкинского Марина Лошак проверяет подготовку и восторженно осматривает панно.
– Марина Девовна, боязно было соглашаться на работу художника, результат которой неизвестен заранее?
– Конечно, так как мы не знали до конца, что это будет. Но репутация художника настолько высока, что мы понимали – процесс может завершиться только успехом. Еще проект — очень волнующий, потому что он масштабен даже для Москвы с ее огромными выставочными возможностями.
К слову, музей Прадо разрешил производить пороховые картины прямо в здании. У нас же это сделать не получилось, но не потому что музей не доверяет художнику, исходя из слов г-жи Лошак очень даже доверяет, но, к сожалению, у ГМИИ пока недостаточно места для подобного рода экспериментов (привет всем, от кого зависит строительство музейного городка). К тому же, любые работы с порохом опасны, и под них должны быть выделены специально оснащенные помещения. Когда в конце 1980-х годов Гацян начинал работать с порохом, не все эксперименты закончились удачно. Тогда он комбинировал масло и порох, и картины сгорали дотла. Но однажды, когда очередная масляная картина с порохом была готова погибнуть от огня, бабушка художника потушила пожар мокрым полотенцем. Этой бабушкиной технологией Гацян пользуется по сей день.
16:15. Гацян поджигает порох. Взрыв, шум, дым. Несколько секунд, и на холсте, как на пленке, проявляются черно-белые образы людей и судьбоносные события ХХ века. Художник Ирина Нахова и куратор Иосиф Бакштейн одобрительно кивают головами. Волонтёры аккуратно тушат разгоревшийся порох мокрыми льняными мешочками. А Гоцян мудро восклицает: «Главное — научиться не поджигать, а контролировать этот процесс». И не поспорить ведь.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Художник Цай Гоцян показал создание картины для выставки в Москве
26 фото