Нaчинaeтся спeктaкль с кoнцa… жизни любимoгo учeникa Сулeржицкoгo — Eвгeния Вaxтaнгoвa, кoтoрый вoзврaщaeтся дoмoй в Дeнeжный пeрeулoк с пoслeднeй в свoeй жизни рeпeтиции пoслeднeгo свoeгo спeктaкля — «Принцeссa Турaндoт». Кoгдa пoд утрo всe рaзoшлись, Вaxтaнгoв, у кoтoрoгo тeмпeрaтурa былa пoд 40, oдин oстaлся в зaлe и кричaл oт бoли — oн умирaл. Oн знaл, чтo период eгo сoчтeны.
Нa сцeну вынoсят игрушeчную пoвoзку с сaнями: игрушeчный извoзчик, пaссaжир тoжe кукoлкa — вoт и весь дeкoрaция, причeм нa вeсь спeктaкль. Диaлoг извoзчикa с сeдoкoм капельку пoзжe прoзвучит в испoлнeнии aртистoв — тaк, ни o чeм и oбo всeм… Гoлубaя выгoрoдкa. Шeсть aртистoв, oдeтыx в гoлубыe кoстюмы цани (челядь при дворе китайского императора в сказке «Инфанта Турандот»). Так ли сон, то ли безлепица смертельно больного Вахтангова, только какой увлекательный… Актеры разыграют пир (жизненный) Леопольда Сулержицкого, о котором знают всё-таки больше театральные люди, в (видах остальных же это прозвище мало что говорящее. А посредь тем, если бы безграмотный Леопольд Антонович, если бы приставки не- Сулер…
На рубеже XIX и XX веков сей человек много что значил в жизни русского театрального искусства. Кто такой же он такой? Литератор, художник, бродяга, моряк, (дядя) Сэм (так называют его после всего его путешествия в Соединенные Персонал). А еще он толстовец, богоборец и кореш всех известных писателей. Переписка с ними разложена нате шесть голосов. Сулержицкий — Чехову, Лопасня — Сулержицкому, Толстой о Сулержицком, и Мучительный ему и о нем же.
По причине Сулержицкому Станиславский смог извинять и воплотить в жизнь свою знаменитую систему воспитания актера. И как Сулержицкому русская культура обязана появлением блистательной плеяды актеров, режиссеров, середи которых его, Сулера, ученики — Евгеха Вахтангов, Михаил Чехов, Алёня Дикий, Борис Сушкевич, Алёша Попов, Серафима Бирман, Ванюша Берсенев, Ричард Болеславский и иные. Это он будет потеть над чем с великим английским режиссером Гордоном Крэгом по-над «Гамлетом», и каста постановка их рассорит и внесет размолвку посередь Сулержицким и Станиславским — новейший поведет себя более нежели странно. Всё это подтверждено документально, с этого сложена сценическая век неординарного человека.
Самое интересное, сколько документальная основа послужила режиссеру Асе Князевой пользу кого сочинения веселенького театрализованного поведение. А его театральным стержнем стал предыдущий спектакль Вахтангова «Инфанта Турандот». Ее изящные фрагменты, ни дать ни взять игрушки ручной работы, меж биографическими вехами воплощают артисты. Их происхождение, разумеется, не застало легендарного спектакля театра (публично было три версии — 1922 годочек, 1963-й, 1991-й), который сохранялся в репертуаре перед 2006-го. Тем безвыгодный менее романтическая эстетика спектакля (страсть точно передана молодыми, и, что такое? немаловажно, с уважением к прошлому.
Все же, их пиетет перед традицией лишен ложного пафоса, в нем — страсть, озорство и ирония, которые приставки не- скрывали у вахтанговцев радостного взаимоотношения к жизни даже в самые тяжелые время. И во все времена спасали место действия. Несколько эпизодов сделаны около Юлию Борисову (вторая Турандот в истории спектакля), ради которую выступает Елизавета Палкина, и почти Василия Ланового (второй инфант Калаф) — за него Ладя Логвинов. Напевность декламации ровно снята ими с «оригиналов».
Все-таки, в спектакле нет фиксированных ролей — совершенно артисты играют всех персонажей, меняясь ими получи и распишись бегу, как пиджаком: был Сулержицкий, атабек Первой студии, а теперь некто Крэг, возмущенный работой Сулера, тот или иной через минуту обернется Станиславским разве каким-нибудь императором изо «Турандот». Подходящий, о ней: сын Качалова — Вадимыч Шверубович — писал: «…изо Сулеровых игр, из его празднеств… родилась вследствие девять лет игра-праздничный (табельный «Принцесса Турандот» — гениальное шедевр Вахтангова. Во всяком случае, поздно ли мы смотрели этот поразительный спектакль, мы все видели Сулеровы зрелище, слушали, скопировав пение и Сулерову музыку». Пусть будет так, он и музыку писал — Вотан вальс, написанный для мхатовского спектакля, престижно в спектакле. Как рассказал «МК» автор этих строк литературной композиции Елена Дунаева, ноты сии обнаружили в музее МХТ, и сие большая удача.
Высокая аппаратура актеров в сочетании с эмоциональностью придает нарочито-документальному рассказу очарование праздника — все на свете как по Вахтангову. Дар Бога Трамов, Владимир Логвинов, Артем Пархоменко, Лёка Петров, Евгения Ивашова, Лизуня Палкина. Они уже известны публике числом успешным премьерам прошлого и нынешнего сезонов: Трамов дивно выступил в роли короля танго — Оскара Пункт («Танго между строк»), Вовуся Логвинов блистательно сыграл Анатолия Курагина («Прекращение дружественных отношений между государствами и мир»), у Артема Пархоменко двум заметные работы в «Ромуле Великом» и в «Войне и мире», у Евгении Ивашовой яркая жатва в «Дурочке», а у Лизы Палкиной в «Мадемуазель Нитуш».
Навороченный спектакль, воплощенный слаженным ансамблем, только… В финале прозвучат фр самого Сулержицкого, которые из бы помнить всем артистам и доброе старое) (мое всего тем, кто называет себя звездами, модными, культовыми и до сего часа в это свято уверовали. «Сценическое художество, — незадолго до смерти написал Сулержицкий, — единственное, с которого не остается никаких памятников, мало-: неграмотный может остаться, так в духе единственный его материал лопать биение (трепетание) живого сердца в данную момент, аффективное чувство, рождающееся в этом месте же, при зрителе, волнующееся и волнующее ретивое зрителя, заражение его кровно, от сердца к сердцу. Умер обладатель этого сердца — студиец, умер носитель другого сердца, бывшего как один человек с актером, — зритель, и так-сяк, кроме слов: «Знаменательный был актер!» и мертвых фотографий — отнюдь не остается ничего…». А читает сии строки худрук Вахтанговского Римас Туминас.