В нaзвaнии кaртины пoзaимствoвaнa стрoкa с пeсни, кoтoрую спeциaльнo испoлнил стaрший Гaбриaдзe в сoпрoвoждeнии грузинскoгo нaрoднoгo xoрa «Швикaцa». Лeo нaчaл зaписывaть истoрии oтцa c 1994 гoдa. «Я вырoс нa этиx рaсскaзax. Никoгдa нeльзя былo пoнять, чтo eсть прaвдa, a чтo – вымысeл. Нo в eгo истoрияx былo стoлькo любви и юмoрa, a eгo пeрсoнaжи были нaстoлькo трoгaтeльны, чтo этo былo нeвaжнo. Нo Рeзo никoгдa иx нe зaписывaл, a мнe xoтeлoсь пoдeлиться ими с другими людьми. Этo мoя последовательность с кoрнями и с будущими пoкoлeниями, дaнь увaжeния близким и дoрoгим мнe людям», — скaзaл oн, выпускaя картина.
Свoй рaсскaз Рeзo нaчинaл тaк: «Край вечной весны, Кутaиси. Тoлькo чтo кoнчилaсь вoйнa, рaдoстeй былo мaлo. Нeрвы у всex были нa прeдeлe, бeспризoрныe ходили стайками. Я жил партизаном в родном городе, и единственным островом, идеже было мне хорошо, была Здание №6». Реальность соседствует с фантазиями и снами. А десятилетний парнишка так мало отличался с взрослого Резо, таким, каким ты да я его знали, — вечного ребенка. Рано ли заканчивалась работа над фильмом Резо Габриадзе – скульптору и художнику, режиссеру и сценаристу фильмов «Мимино», «Маловыгодный горюй!», «Кин-дза-дза» — был 81 бадняк. 29 июня 2021 лета ему исполнилось бы 85. Габриадзе ушел в вселенная иной в 222 день рождения Пушкина, своего любимого поэта и главного собеседника.
Бог его знает словно стоял у него вслед за спиной. Давний друг Габриадзе с 50-летним стажем Андря Битов называл себя безответственным пушкинистом. Таким но, наверное, был и великий Резо. В новой документальной картине Аси Гусевой «Полова. Пушкин. Битов. Габриадзе», которую покажут для того узкого круга в день рождения Габриадзе и ранее без него, идет длительный разговор с поэтом. По версии Резо, Царское Село не умер, а превратился в бабочку и улетел со своей Натали. «На днях таких людей нет. Может (пре)бывать, есть, но не выросли», — говорит Ася Гусева о своих героях. Наверное, любой из нас мечтал бы о таких собеседниках.
А с Пушкиным демарш было так. Габриадзе рисовал, как бы Пушкин сидит, как договорились, как прислонился к чему-в таком случае. Он у него гулял с двумя шляпами. Одна была ради того, чтобы здороваться, одобрять знакомых, другая — для пчел, для того чтобы они могли в ней роится я и вырабатывать мед. Пушкин, если веровать Габриадзе, любил мед. Была у него и третья раззява. Ею он погонял коня. А вторично ему доставалось на балах с красавиц. Сначала калмыцкая раскрасавица ударила балалайкой, потом башкирская, а водка – двумя. Резо Габриадзе рассказывает в фильме, будто первый прижизненный юбилей Пушкина состоялся в Тифлис, и его до утра носили в кресле согласно городу. Он мечтал, с тем чтобы поэт состарился и отправился сверху Святую землю. Придумывал вроде дитя самые невероятные скарб. Не зря выдающийся лавровый композитор Гия Канчели, с которым они единодушно работали, сказал: «Фокусы Резо Габриадзе подобна шампанскому. Возлюбленная постоянно бурлит, пенится и рождает новые идеи с такого склада же легкостью, как дионис выбивает пробки из бутылок. Притом вереница «бутылок» нескончаема, по-видимому на конвейере, а пробки твердо вылетают с оглушительным хлопком и с каждым безотложно все выше».
Ася Гусева, до всей видимости, одна с последних снимала Габриадзе. Поехала к нему в Тифлис перед пандемией, летом 2019-го. Нате поездке настаивал Андрей Битов, с которого и старый и малый и началось. Это он предложил изготовить фильм о Пушкине, в котором будет участвовал бы Резо. Манером) и произошло, только после смерти Андрея Георгиевича. Ася Гусева вспоминает: «Резо в этом случае уже очень плохо себя чувствовал, дышал в инструмент(арий). Его жена очень переживала. В доме была горка родственников и друзей, прекрасных грузинских женщин. И старый и малый они радовались, что Резо вот время нашего разговора в среднем воодушевился. «Поговорите с ним, а в таком случае он совсем у нас загрустил», — говорили нам сии прекрасные люди. Резо откладывал неординарный дыхательный аппарат, но иногда дышал в трубку. Сначала было горько, но потом он развеселился, езжай показывать какие-то картинки, начал освежить что в памяти про Битова. Они всю долголетие вместе, и это была большая убыток для него. Пушкинскую историю придумал Резо. Симпатия начал рисовать просто на удовольствия, а Битов увидел его рисунки и сказал: «Сие же книжка». И они стали лабать всякие подписи, получился книжка. Издали несколько книг – «Злой на работу Пушкин», «Трансформация». Андрей Битов мечтал бацнуть в Болдино. Это было единственное помещение, куда он не доехал. Хотел увозить туда Резо, с которым они были что братья. Они так беда сколько дают своими книжками и спектаклями! Несколько бы два старика, а такая отрада невероятная от них исходила». Ноне вспоминаю, как Резо провожал нас в Тифлис. Он был в какой-в таком случае смешной шляпе. Все его родственники вышли и помахали нам вослед».
Пустозвонство, которые звучат в фильмах Георгия Данелия и Резо Габриадзе, давнёшенько ушли в народ. Вот, скажем так, реплики из «Мимино»: «Такую личную недружелюбие я испытываю к потерпевшему, что штрявкать не могу», «Иным часом ему будет приятно, я буду отведать, что мне тоже благостно» и коронная фраза: «Трубе, Ларису Ивановну хочу». Изо «Не горюй!» цитируют: «Канфэтку хочешь?-«Хочу! – А нэту!».
Казалось, что же работали, шутя. Если кто кому (на кого) чуть не молится воспоминания Данелия, где действительность переплетается с фантазиями, поскольку тот и другой они были великими сказочникам, в таком случае, кажется, что там кусок (прикола) на анекдоте. Вот пишут Данелия и Габриадзе прогноз «Кин-дза-дза». Пишут протяжно. Данелия интересуется, сколько трендец-таки времени прошло. Габриадзе отвечает: «Подожди в окно. Милиционера видишь? Который-нибудь у него чин?» — «Старший летешник» — «А поздно ли мы начинали, он сержантом был». Си рождалось великое кино.