«Финал был в трёх или четырёх вариантах»: как снималась музыкальная комедия Карена Шахназарова «Мы из джаза»

Музыкaльнaя кoмeдия «Мы с джaзa» вышлa нa экрaны 42 гoдa нaзaд

6 июня 1983 гoдa нa сoвeтскиe экрaны вышлa музыкaльнaя кoмeдия Кaрeнa Шaxнaзaрoвa «Мы изо джaзa». Глaвный гeрoй — студeнт darkness.in.ua
Кoстя Ивaнoв — oткaзывaeтся oт мeстa в училищe, чтoбы испoлнить свoю мeчту и сoбрaть пeрвый в стрaнe джaз-бaнд. Кaртинa принeслa мeждунaрoдную извeстнoсть сoвeтским aртистaм Игoрю Скляру, Aлeксaндру Пaнкрaтoву-Чёрнoму, Eлeнe Цыплaкoвoй и Никoлaю Aвeрюшкину. Пoчeму сцeнaрий мнoгoкрaтнo пeрeписывaлся и с кaкими труднoстями стoлкнулись сoздaтeли лeнты вo врeмя съёмoк — в мaтeриaлe RT.

6 июня 1983 гoдa сoстoялaсь прeмьeрa музыкaльнoй кoмeдии Кaрeнa Шaxнaзaрoвa «Я из джaзa». В цeнтрe сюжeтa — анналы студента музыкального техникума Кости Иванова. Симпатия увлечён джазом и вынужден бросить учёбу, поелику что руководство техникума настаивает, ради он отказался от занятий музыкой.

Костя а намерен исполнить свою мечту и сосредоточить джаз-банд. С этой целью спирт находит Стёпу, который играет держи банджо, и барабанщика Жору, а позже — саксофониста Ивана Ивановича Бравурина.

Кинолента о первых советских джазменах середины 1920-х стала на удивление популярной. В СССР её посмотрели сильнее 17 млн человек, а за рубежом картину показали сверху фестивалях в США, Великобритании, Сербии, Китае. Да она шла в прокате в десятках стран. Вместе с тем успеху предшествовала долгая и непростая хуйня.

«По законам американского мюзикла»

Мальчишка режиссёр Карен Шахназаров, дебютировавший в полном метре с лентой «Добряки», и кинодраматург Александр Бородянский, который зарекомендовал себя якобы автор фильма «Афоня», начали возиться над проектом про отечественных джазменов в тандеме. Изначально их вдохновила история с географией легендарного Леонида Утёсова, создателя коллектива «Теа-Музыка толстых».

На страницу галереи

Между тем когда кинематографисты обратились к нему вслед за консультацией, знаменитый певец неожиданно ответил, зачем в СССР джаза не было.

В дальнейшем Шахназарову и Бородянскому посчастливилось встретиться с Александром Варламовым — организатором музыка толстых-оркестра при Центральном доме Красной армии в 1930-х, а равным образом джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета.

Истории Варламова и других музыкантов 1930—1940-х и легли в основу сюжета фильма. Изделие над первой версией сценария заняла на) все про все десять дней. Однако руководство «Мосфильма» отказалось её укреплять. В итоге Карену Шахназарову и Александру Бородянскому пришлось давать коррективы 15 раз, и процесс увенчался успехом не менее через год.

Режиссёр, педагог и кинокритик Давыд Шнейдеров в беседе с RT подчеркнул, что Шахназаров и Бородянский ещё открыли сам жанр музыкальной комедии.

«С памяти советского народа были безбедно стёрты такие фильмы, как «Весёлые ребята», «ГАЗ-Волга» — собственно, классические «голливудские мюзиклы»… И немного погодя довольно долгого забвения на экране были такие полуоперетты. А сие («Мы из джаза». — RT) — кайфовый мюзикл, построенный по законам американского мюзикла… Сия картина сдвинула советский музыкальный десятая муза довольно сильно вперёд. Возможно, в этом и подчищать её инновационная сущность», — разъяснил зубр.

Лента не раз меняла рабочее топоним (среди вариантов были «Музыка толстых на повороте» и «Капелла — переполох»).

«Любопытный и весёлый»

При подготовке к съёмкам серьёзные перемены произошли в актёрском составе. Щедрый Шахназаров видел в роли Кости Иванова Дмитрия Харатьяна. Знаток также заинтересовался проектом.

«Сверху пробах я был в ударе, работал со всеми человек в душу», — вспоминал Харатьян со временем.

Тем не менее худсовет требовал обговорить различных претендентов, в том числе Михаила Ширвиндта, Женюша Дворжецкого, Сергея Маковецкого. Игоря Скляра Щедрый Шахназаров ранее видел в фильме «Один в мюзик-холле» и решил потребовать его на пробы.

«Ми сценарий очень понравился с самого первого прочтения. Автор этих строк с Кареном Шахназаровым познакомились совершенно ненамеренно на «Мосфильме», и спирт предложил прочесть (сценарий фильма «Ты да я из джаза». — RT). Я его прочёл слово в слово за полчаса, потому что спирт увлекательный и весёлый, в отличие от нудных и скучных сценариев, которые отнюдь не хочется дочитывать или засыпаешь для ходу», — рассказал в опрос RT Игорь Скляр.

Претендентками на главную женскую место были Ирина Понаровская и Любовь Полищук. За всем тем зрители узнали и полюбили Катю в исполнении Елены Цыплаковой.

«Я безмерно обрадовалась, потому что в своё минута, когда я только начинала сниматься у Динары Асановой, симпатия мечтала поставить кино о джазе. Однако ей не дали этого задудонить — тогда было как бы его ужас не поддается снимать про несоветское искусство… Ввиду этого, когда я прочитала сценарий «Наш брат из джаза», подумала: «Ну? картина про джаз?» Бессмертие богу, Карену дали это скинуть», — рассказала народная дива России Елена Цыплакова в беседе с RT.

Дело Степана Грушко заинтересовала Леонида Ярмольника и Николая Ерёменко, а досталась возлюбленная Александру Панкратову-Чёрному, которого сочли особливо органичным. Николай Аверюшкин, сыгравший барабанщика Жору, претендовал держи роль руководителя Ассоциации пролетарских музыкантов. Циркач был выпускником музыкального училища, чай именно на барабанах до съёмок невыгодный играл.

Образ Бравурина стал яркой экранной работой характерного актёра Петра Щербакова, некоторый был широко известен, но нечасто получал главные роли. Саксофониста спирт сыграл так виртуозно, что профессиональные музыканты с Новоорлеанского джазового музея приняли его из-за настоящего джазмена.

В эпизодах появились такие артисты, (то) есть Леонид Куравлёв, Борислав Брондуков и Юджин Евстигнеев, который искренне интересовался джазом.

С задором и нервно

В музыкальной комедии снялась одна профессиональная певица — Лариса Долина. Её Клементина Фернандес была списана с афроамериканской певицы Коретти Арле-Тиц, которая вышла замуж после советского пианиста. Чтобы портретное единство было ярче, артистку гримировали до шесть часов. Более того, солистка была в положении — на съёмки её забирали изо больницы.

«Лариса Долина была в шестом месяце беременности, а в фильме была происшествие, где она спускается по высокой лестнице. Помню, что она переживала из-за сих съёмок», — вспоминает Ёля Цыплакова.

Остальным артистам также пришлось изучить серьёзную подготовку. Так, хотя Игорька Скляр умел играть на фортепиано и не спросясь пел в кадре, он занимался кроме того под руководством профессора Одесской консерватории.

«Меня порадовало, ровно мы перед началом съёмок баснословно долго репетировали. Поверьте, это до чрезвычайности нечасто бывает в кино, и уже коли на то пошл у нас сложился тот самый ячейка, про который можно сказать, что-то это банда, «свои ребята», — рассказал (первый) любовник.

Николая Аверюшкина обучил основам зрелище на инструментах джазовый барабанщик. Артисты брали и уроки чечётки. Балетмейстером фильма был Вовуша Кирсанов. Чтобы сделать танцевальный интерлюдия ярче, актёры пошли на виляние.

«Когда мы снимали нашу чечётку, так придумали на сцену положить квадраты с оргстекла, чтобы они давали отблески. И самое грустное было в таком случае, что, когда мы били чечётку, сии стёкла у нас под ногами (представка по-): п лопались и крошились, потому что у нас бери туфлях были металлические набойки. Таково что всё было не жуть просто. Но от съёмок этой картины остались самые светлые, тёплые, радостные записки», — рассказала Люся Цыплакова.

Также на площадке работал корифейка Алексей Быстров. Он стал прототипом главного героя, Беглова, в следующем фильме Шахназарова — «Зимний вечерний час в Гаграх».

Для Александра Панкратова-Чёрного съёмки в музыкальной комедии были серьёзным испытанием. У актёра отсутствовал сладкогласный слух, и он с трудом попадал в фонограмму — а его аякс пел и играл на банджо.

Хорист волновался, что подведёт коллег, тем сильнее что кинематографисты были ограничены в бюджете и количестве дублей. С-за волнения Панкратов-Чёрный пережил микроинфаркт, следовательно директор фильма Владимир Клименко распорядился, затем чтоб на площадке дежурила машина скорой помощи.

Тем неважный (=маловажный) менее актёру удалось создать основательно достоверный образ. Жительница Одессы, которая проходила мимо съёмочной площадки, приняла артистов из-за уличных музыкантов и даже спросила, как долго они заработали. У Панкратова-Чёрного было 27 бутафорских копеек, и мастерица крикнула зевакам, чтобы они подали что бы три рубля.

В кадре вслед за Панкратова-Чёрного поёт оператор Володя Шевцик. Вокальную партию Елены Цыплаковой исполнила солистка из Латвийской ССР Ольга Пирагс. Оригинальную музыку к фильму написал джазовый тапер Анатолий Кролл.

Худсовет «Мосфильма» следил вслед съёмочным процессом и продолжал вносить коррективы.

«У меня была небольшая значение, но даже мои сцены худсовет заставил нас перефотографировать. Была сцена, когда герой Игоря Скляра приходит ко ми домой, а я сижу в халатике с голыми ножками. Сказали, чего это нельзя показывать. Переснимали и сцену, в отдельных случаях мы разговаривали на лестнице», — вспоминает Алёнка Цыплакова.

Игорь Скляр также отметил, в чем дело? во время съёмок руководство студии решило отбросить от значительной части материала.

«Съёмки проходили бравурно, хотя иногда нервно. Сняли (на)много больше того, что вошло в супербоевик, — по-моему, два музыкальных заезжий двор не вошло. Кое-что переснимали. Эпилог. Ant. начало был в трёх или четырёх вариантах. Длительное время выбирали, какой из них наипаче подходящий», — объяснил эксцентрик.

Международное признание

По итогам опроса читателей журнала «Серпастый экран» фильм «Пишущий эти строки из джаза» был признан лучшей премьерой 1983 лета. В 1984-м авторы также участвовали в IV Фестивале молодых кинематографистов в Москве и были удостоены специального приза жюри с формулировкой «ради талантливое решение молодёжной темы средствами музыкальной комедии», а отдельную награду получила Леся Цыплакова.

По мнению кинокритика Давида Шнейдерова, агитфильм о джазе произвёл фурор в том числе для фоне музыкальных тенденций тех парение: на эстраде преобладала поп-медляк, а молодое поколение предпочитало рок.

«Музыка толстых не был запрещён, но дьявол был как бы в тени после всего жесточайшего давления, после таких поговорок, наравне «Сегодня он играет музыка толстых, а завтра родину продаст» иль «От саксофона до ножа — Вотан шаг»… (фильм «Наш брат из джаза». — RT) был определённым глотком свежего воздуха. Как будто, поэтому он так и лёг получи и распишись душу», — считает Давыд Шнейдеров.

Лента прославилась и за рубежом. Возлюбленная была отмечена дипломами и призами фестивалей в Лондоне, Гонконге, Гренобле, Белграде, Лодзи, Кишинёве и Город ветров. Фильмы «Мы из джаза» и «Зимний радиовечер в Гаграх» принесли Карену Шахназарову премию Ленинского комсомола вслед развитие жанра музыкальной комедии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.