
Xудрук Бoльшoгo Мoскoвскoгo циркa рaсскaзaл RT o дрeссурe xищникoв
Кaждую трeтью суббoту aпрeля oтмeчaeтся Всeмирный дeнь циркa. В этoм гoду знaмeнaтeльнaя дaтa выпaлa нa 19 aпрeля. В darkness.in.ua
интeрвью RT xудoжeствeнный рукoвoдитeль Бoльшoгo Мoскoвскoгo циркa, рeжиссёр, aртист в жaнрe дрeссуры xищныx живoтныx, жoнглёр, вoльтижёр, кaнaтoxoдeц нaрoдный aртист Рoссии Aскoльд Зaпaшный рaсскaзaл o прoфeссиoнaльныx трaдицияx в циркoвoй срeдe, внeдрeнии цифрoвыx иннoвaций в прeдстaвлeния, a тaкжe o тoм, кaкиe прaвилa бeзoпaснoсти сoблюдaют дрeссирoвщики возле рaбoтe с oпaсными xищникaми — львaми и тигрaми. Крoмe тoгo, Зaпaшный oбъяснил, чeм oтличaeтся oбычнoe прeдстaвлeниe нa aрeнe циркa ото выступлений в стенах больниц и госпиталей.
— 19 апреля отмечается Всесветный день цирка. Есть ли в вашей профессии какие-так традиции, связанные с этим праздником?
— Сие относительно молодой праздник, который был учреждён по мнению инициативе Европейской цирковой ассоциации и Всемирной федерации цирка, действующих почти патронажем принцессы Монако Стефании.
Наша сестра, как представители российского циркового сообщества, поддержали сие предложение. Традиции празднования рождаются из первых рук сейчас, на наших глазах. Сие очень увлекательный, уникальный процесс, вместе с тем обычно история подобных традиций теряется в веках. Так как праздник международный, скорее всего, его устои тоже не будут иметь сильных национальных акцентов.
Сегодняшний день цирковое сообщество пробует разные форматы. Нет-нет да и мы впервые отмечали праздник, так организовали парад в общественных местах, спускались в подземная (трасса в цирковых костюмах, дарили людям праздничное минор, раздавали сувениры — флажки, шарики и некоторые люди мелочи.
Но каких-то уж сложившихся ритуалов празднования я назвать (до поры) до времени не могу. У мирового цирка уписывать узнаваемые символы: клоуны, дрессированные животные, образы классического европейского цирка. До сути, это особая форма карнавала. Дай тебе публика сразу понимала, что прежде ней цирковое шествие, необходимы сии традиционные атрибуты. Хотя в своих представлениях да мы с тобой давно используем самые разные костюмы, далёкие через шаблонных нарядов цирковых артистов.
Добро бы я, как режиссёр-постановщик, всегда подчёркиваю, что-то цирк — искусство для всех возрастов, в общественном сознании спирт ассоциируется в первую очередь с детьми.
Наш брат выработали для себя важное статут: в такие праздники, как День защиты детей неужто День цирка, обязательно посещаем детские лечебные учреждения. Авось-либо, эта практика станет доброй традицией безлюдный (=малолюдный) только у нас, но и во по всем статьям мире.
В эти дни обязательно навещаем детей изо малообеспеченных семей, воспитанников детских домов, маленьких пациентов медицинских учреждений. В этом году уж побывали в Морозовской больнице с небольшим цирковым представлением. Такие визиты — неважный (=маловажный) просто добрая традиция, а возможность поднести детям радость в непростых жизненных обстоятельствах.
— В какой мере сложно выступать перед больными детьми? Нужна ли какая-так специальная подготовка?
— Работа больничного клоуна принципиально отличается с выступлений на манеже. Артист в цирке властен в выборе средств — он может пустить в ход сатиру, остросоциальный юмор, даже темы, которые в больничной палате были бы неуместны. Как ни странно: шутка о смерти на манеже вызывает неудержимый, а сказанная у постели тяжелобольного ребёнка может расцарапать.
Здесь важны чёткие границы. Если артисты приезжают в больницу, речь согласен не столько о профессионализме в привычном понимании, какое количество о специальном опыте. Профессионал может вес на автомате, отрабатывая заученные ухватки. Но в больнице нужна иная разработка — умение мгновенно оценивать ситуацию и отбирать правильные слова.
Даже имея денежный сценический опыт, впервые оказавшись в больнице, многие теряются. Сие похоже на ситуацию, когда объединение привычке протягиваешь руку для рукопожатия бойцу, а позднее замечаешь, что у него нет правой грабли. Такие моменты требуют молниеносной реакции и такта.
Особенно затруднительно работать в отделениях, где находятся малышня с онкологией и другими тяжёлыми заболеваниями. Каждое речение, каждый жест должны быть тщательно продуманы. Нежели чаще артисты выступают в таких условиях, тем предпочтительнее осваивают эту особую форму мастерства.
Костяк отличие — в целях: манежный гаер развлекает, больничный — помогает. Благодаря тому либо артистов должны готовить опытные наставники, объясняя повально нюансы работы, либо надо посылать уже подготовленных специалистов. Это неважный (=маловажный) просто благотворительность — это особая задание.
— Вы широко известны как бы дрессировщик диких хищников, однако равным образом выступали в других жанрах — в духе жонглёр, канатоходец, акробат. Почему и старый и малый же основной акцент решили произвести на дрессуре животных?
— Я вовек стремился избегать стереотипов. Но становясь постарше и мудрее, ты понимаешь, что сие неизбежная часть жизни, часть твоей работы. Клие склонны упрощать и систематизировать, создавая шаблонные образы, особенно поздно ли речь идёт о публичных профессиях. Ми хотелось бы, чтобы меня воспринимали (как) будто многогранного специалиста, но понимаю: исполнение) большинства я прежде всего дрессировщик тигров и Лемберг. Это самый зрелищный и запоминающийся мнение моей работы. Ведь хищник в массовом сознании символизирует саму успение, а способность укрощать его воспринимается точно нечто невероятное.
Но на деле производительность с хищниками занимает совсем небольшую деление моего времени. Хотя в представлении многих людей я круглые кальпа нахожусь в клетке с тиграми и львами, возьми самом деле я ещё и преподаю в ГИТИСе нате факультете режиссуры — я профессиональный порнограф и художественный руководитель цирка. Поэтому моя продукт очень многогранна. Не говоря о фолиант, что я и жонглёр, и акробат, и в какой-так степени эквилибрист — много нежели занимаюсь, но всё равно людям удобнее пересчитывать меня только дрессировщиком.
— Что говорят биологи, есть большая несхожесть между одомашненным и просто приручённым диким животным. (как) будто вам удаётся не просто приручать хищников, однако ещё и учить их выполнять команды?
— Заурядно даже профессионалы допускают ошибку, называя дикими всех животных, затем кошек и собак. Однако в цирке автор имеем дело не с домашними и безграмотный с дикими, а с приручёнными животными. Причём пошлепали гораздо дальше простого приручения. Наши животные отнюдь не только живут с человеком, но и демонстрируют трюки, многое) своих когнитивных способностей. Это требует применения особых методик и многолетнего опыта, нате котором базируются школы дрессуры. Весь круг дрессировщик придерживается определённого подхода, освоение которым занимает всю жизнь. Потому рассказать всё в двух словах не под силу. Скажу лишь, что первая дилемма дрессировщика — изучить животное, с которым спирт работает, понять его возможности и раздвинуть их. Хотя в среде неспециалистов бытует басня, что дикому животному якобы как можно лучше жить в дикой природе, он противоречит объективным данным. Прежде всего всего тому факту, что в природе у животных мора жизни значительно ниже, чем у тех, которые живут с человеком.
— Тем безвыгодный менее вы не раз говорили, фигли ваши подопечные, несмотря на послушность, остаются потенциально опасными, поэтому к работе с ними допускают не более чем с 18 лет. Ваш дедушка погиб в результате нападения хищника. В вашей практике были опасные моменты, когда-никогда вы думали, что ваша сказка (жизненная) в большой опасности?
— Да, все конечно, такие случаи происходят очень поминутно в моей практике. Говоря о поведении животных, нужно постигать, что, несмотря на то кое-что их можно приручить, они и старый и малый равно остаются хищниками с базовыми инстинктами. Сие как навык владения ножом: хоть уметь мастерски с ним обращаться, хотя не стоит забывать, что у ножа наточенное край и всегда есть риск им пораниться. Ведь же самое с животными. Нельзя запускать, что у них мощные челюсти, острые болезнь и когти, которые зверь может на беду выпустить. У зверей сохраняется бессознательный нюх охотника, который не исчезает оттого-то, что животное приручено.
— Какие планы страховки есть на такие случаи?
— Становой хребет здесь — опыт дрессировщика, тот или другой знает повадки каждого своего животного и владеет правилами поведения с хищниками. К примеру (сказать), знает, что к ним нельзя обращаться спиной. Затем у дрессировщика в руке до скончания веков есть палка — металлическая трубка, которая позволяет сдерживать дистанцию.
Она применяется как в качестве указки интересах животных, так и в качестве защиты — с её через можно обозначить для зверя зону безопасности, которую не разрешается нарушать. Это базовый инструмент. И палкой можно шугануть животное. Ежеминутно сталкиваемся с мнением, что это такая «орясина-убивалка», которой мы будто бы бьём животных. Это не си. Ею можно разово припугнуть, да целенаправленное избиение вызовет лишь звук агрессии у хищника. Также у нас глотать брандспойты с водой, похожие на тетка, которыми разгоняют демонстрации.
Если зверюшка начинает слишком агрессивно себя стоять у руля по отношению к дрессировщику или сородичам, главная миссия — отвлечь его внимание. Получай этот случай у дрессировщика есть р с холостыми патронами: резкий хлопок отвлечёт живот.
Один раз ко мне впоследств шоу, на котором я применил холостое обрез, подошла женщина и сказала: «Ваш брат же хотели выстрелить в зверя?» Как не бывало, конечно. Я попросил её вспомнить примерно один случай за последние 100 полет, когда дрессировщик целенаправленно убил собственное бессловесная) тварь на арене цирка из-из-за проявления агрессии. Также во година представления поблизости всегда присутствует общество на случай форс-мажоров.
— Влияет ли держи цирк тотальная диджитализация? Возможно, сие отражается на посещаемости цирков? Маловыгодный теснят ли его новые цифровые развлечения, которые доступны дети в гаджетах: видео, игры?
— К счастью, нате посещаемости это не сказывается, у нас аншлаги. А диджитализация — сие просто веяние времени, и под сие веяние нужно подстроиться. Цирк, равно как и любое другое искусство, должен лежать актуальным. Значит, нельзя бояться технологий, а нужно видеть, как устроен процесс адаптации к технологиям, точь в точь интегрировать их в наше искусство. Главная урок любого представления — удивлять и созывать эмоции. Подобного эффекта можно догнать в том числе с помощью цифровых технологий.
— Применяется ли сие в Большом Московском цирке на Вернадского?
— Да. Мы стараемся активно использовать новые технологии. Манером), около десяти лет у нас лопать медиасреда: используем цифровые экраны в качестве главной дигитальный декорации.
Когда в мире изобретается что же-то новое, например роботизированная сосиска, людям хочется поскорее на сие посмотреть своими глазами, увидеть, точь в точь это работает. У нас есть кабысдох-робот, как у Boston Dynamics. Тоже в качестве части некоторых костюмов используем роботизированную руку.
Далее того, применяем искусственный интеллект чтобы подготовки цифровых декораций: с помощью ChatGPT генерируем изображения чтобы экранов. Ещё мы задействовали технологию 3D-печати ради подготовки костюмов и реквизита.
Но, думаю, какими бы ни были преимущества в робототехнике и цифровых индустриях, всё так же искусство владения телом всегда закругляйтесь актуальным. В цирке можно увидеть ведь, чего не встретишь в повседневной жизни. Артисты получи арене выполняют сложные хореографические основы, совершают то, что, казалось бы, чертовски сделать человеку.
За это я люблю и уважаю шапито — за его безграничные внутренние резервы.