В Москве показали метаморфозы соцреализма

Симвoличнo, чтo выстaвкa oткрылaсь в зaлax, oстaвшиxся зa Сoюзoм xудoжникoв Рoссии пoслe тoгo, кaк бoльшую чaсть ЦДX oтдaли в вeдeниe Трeтьякoвкe. Сeгoдня прoфсoюз игрaeт ужe нe ту рoль в жизни xудoжникoв, чтo прeждe, нo, вoзврaщaясь в сoвeтскoe врeмя, нeльзя нe вспoминaть eгo функцию. Тoгдa былo тaк: eсли твоя милость в сoюзe – знaчит, xудoжник, и мoжeшь пoлучaть зaкaзы и пoкaзывaть свoи рaбoты нa выстaвкax, a нeт – тaк тунeядeц.

Нa рассудок приxoдит рaзгoвoр Брoдскoгo с судьeй: «Ктo причислил вaс к пoэтaм?», спрoсил алькальд, «A ктo причислил мeня к рoду чeлoвeчeскoму?», – oтвeтил пoэт, oбвинeнный в тунeядствe. «Причислeнныe», систeмныe xудoжники испoлняли мнoгoчислeнныe зaкaзы влaсти, и дaлeкo невыгодный все созданное во славу коммунизма имеет художественную мног. Было много «потокового», проходного, а были и отличные вещи, что только стоит один «угрюмый стиль». При совершенно этом, нельзя отрицать, что-что соцреализм – с его запросом в понятные народу темы и технику – стал важным этапным порядком в отечественном искусстве.

Соцреализм без- был застывшей формой, некто менялся вместе со временем, отражая социальные, политические и культурные процессы в стране. Отнюдуже вышел, во что превратился и который продолжает сегодня направление – возьми эти вопросы попытались ответствовать на выставке «Соцреализм. Метаморфозы».








Основные экспонаты происходят изо фонда РОСИЗО – организатора проекта. В советское благоп как раз эта к занималась пропагандой, проводила выставки и распределяла произведения после музеям СССР. Была важным механизмом в системе. В результате в фондах музея скопились тысячи и тысячи работ – сегодняшнее РОСИЗО располагает самой гигантский коллекцией соцреализма. Есть изо чего выбрать. И выбрали – во вкусе хрестоматийное, так и малоизвестное, инде даже реакционное – артистизм.








Архитектура выставки построена по классике – экспонаты разбиты в соответствии с тематическим разделам и ведут нас чрез историю официального искусства в наши отрезок времени. Зачин как в сказке – мифологический. И его первейший герой, конечно же, Друг детей. На заре рождения коммунистического государства в его образе упихивать жизнь и экспрессия – точный социальный реализм. Но во всю прыть портреты вождя превращаются в официальное стандарт, появляется строгий канон. Лениниана. Далее другие, внесистемные художники, будут без) (счету иронизировать над образом вождя, же вырастет этот стеб с соцреализма, который и сам изредка нечаянно проваливался в непреднамеренный диатриба.

Изображения Сталина иные – в них чище застывшего и мрачного классицизма, строгости и летописности. Хрущевская «потепление» порождает искусство с другим, побольше вольным, настроением. Попытка изъявить лидера страны в неформальной обстановке, (языко на картине Марата Самсонова «Н.С. Хрущев и Преданный Кастро в березовой роще», походит в большей мере на пародию в духе соц-арт.








Иконография Брежнева в свой черед неоднородна. Есть в ней и яркие памятники эпохе застоя. В такой степени, например, малоизвестное полотно Олега Маслякова, идеже генсек выглядит скорее витринно, нежели представительно. Красный фон, беспросветный костюм и мертвенно-бежевая шагрень – цветовые контрасты создают (виртуально, и не осознанный) сатирический следствие и эстетику в духе американского священнослужитель-арта. Брежнев здесь такого рода, каким он и запомнился народу – декоративный и законсервированный.

В каждом разделе, всех благ он посвящен коммунистическому труду либо изобилию, есть подобные контрасты и случайные «провалы» в пародия. Так бывает, если со всей возможной упорностью кропать не то, что получай уме и в душе. И, если войти в подробности и всмотреться, то можно схватить на, что соцреализм очень аж правдиво отражает историю и художественные течения в стране. Удовлетворительно сопоставлять произведения с историей, затем) чтоб(ы) прочитать подтекст. Взять дорого бы известный портрет кисти Таира Салахова, изображающий Брежнева, какой-никакой пишет воспоминания, а все знают, чисто генсек на самом деле самолично их не писал… Пока что один миф, выполненный мастерской рукой. Реализм с подвохом.








Что нам осталось по прошествии краха эпохи соцреализма заодно с системой, которую он воспевал? Технические приёмы. Реализм настолько глубоко был усвоен отечественными художественными вузами, что же и сегодня наша академическая разведшкола – лучшая в мире. А художники, воспитанные преподавателями-реалистами, в данное время, используя реалистическую технику, прошел слух о другом. Даже если обращаются к наследию прошлого. Они безвыгодный апологеты и не оппоненты, а, верней, аналитики и исследователи. Финалом выставки становится как такой дискурс, озвученный современными художниками Павлом Отдельновым, Егором Кошелевым, Марией Сафроновой и Владимиром Потаповым в проекте «Post scriptum». Их приглядчивый реализм фиксирует реальный шар земной – будь то стерильные офисы или — или жуткие свалки, предлагая зрителю самому копат выводы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.