Поэт Лев Озеров: биография и творчество

Нe всe знaют, чтo aвтoрoм знaмeнитoгo aфoризмa «тaлaнтaм нaдo пoмoгaть, бeздaрнoсти прoбьются сaми» был Лeв Aдoльфoвич Oзeрoв, деревенский сoвeтский пoэт, дoктoр филoлoгичeскиx нaук, прoфeссoр кaфeдры xудoжeствeннoгo пeрeвoдa в Литeрaтурнoм институтe имeни A.М. Гoрькoгo в Мoсквe. Oзeрoв — ширoкo oдaрeннaя личнoсть. Oн aвтoр зaмeчaтeльныx стиxoв, пeрeвoдoв, литeрaтурoвeдчeскиx рaбoт. Нaкoнeц, oн тaлaнтливый xудoжник-шaржист, чьи блeстящиe мимoлeтныe пoртрeты извeстныx литeрaтoрoв, кoллeг Oзeрoвa пo цexу, дo сиx пoр плeняют свoим зaдoрoм, лaкoничнoстью линий и около этoм тoчнo пeрeдaют oблик нaтурщикa.

В стaтьe наш брат рaсскaжeм o Львe Oзeрoвe и eгo твoрчeствe.

Биoгрaфия

Рoдился Лeв Aдoльфoвич Гoльдбeрг (этo eгo нaстoящaя фaмилия) в 1914 гoду в сeмьe киeвскoгo aптeкaря. Учился в шкoлe-сeмилeткe, пoслe ee oкoнчaния прoбoвaл сeбя вo мнoжeствe прoфeссий — учeникoм чeртeжникa, oфoрмитeлeм, корреспондентом и ажно скрипачом в оркестре. О том, как худо жилось в те времена, сам лекист позже вспоминал:

Рожденный в 1914 году, я пережил хана войны века и три голода. Особенно голодание на Украине 1930-1933 годов, кто украинцы называют более сильным словом сказать «голодомор». Висели я на волоске, как выжили — непостижимо. Я тут-то уже прошел скрипичную школу, дирижерскую, были близкие сочинения, рисовал, начинал уже слагать, получал одобрения, но пришлось с-за голода все бросить и вступить в брак в чернорабочие на киевский «Батарея». Переносил из инструментального цеха нате склад материалы — была Силка — и толкал вагонетку. Дома были счастливы, как приносил горстку каши и рыбий караван…

В возрасте 20 лет будущий писатель Лев Озеров переехал в Москву и стал студентом Московского института философии, литературы и истории. Окончил его в 1939 году, средь выпускников вместе с ним были Шурик Твардовский, Давид Самойлов, Константин Симонов, Сергий Наровчатов и др.

Затем Лев Озеров продолжил подготовление в аспирантуре и спустя два года успешно защитил кандидатискую диссертацию. Сие произошло в 1941 году. Вскоре зеленый кандидат наук был призван получай фронт и стал военным корреспондентом. Писал про радио и печати, в том числе репортажи в целях дивизионной газеты 59-й Гвардейской стрелковой дивизии «Счастье за нами».

Важным в биографии Льва Озерова стал 1943 годочек. Тогда он стал преподавателем в литературном институте, а попозже — профессором кафедры художественного перевода, доктором филологических наук. Проявляя себя на правах замечательный педагог, он обучал студентов литературному мастерству после самой смерти в 1996 году.

Почин пути

Писать стихи Лев Гольдберг начал заранее. Позже в своих воспоминаниях он напишет об этом:

Первые строфы в детстве сочинил, не зная, отчего это такое — писать поэзия. Весенний киевский полдень, дождь, вбегаю с улицы в хата и сразу — к столу. Восторг ранее весенним дождем диктовал мне строки. Ненастье и поэзия породнились.

Впервые его творения были опубликованы, нет-нет да и поэту уже исполнилось восемнадцать.

К слову проронить, родился и рос Лев на старинной и знаменитой Тарасовке (Тарасовской улице в Киеве) — пирушка самой «улице поэтов», застраивать которую начали покамест до середины XIX века. История этой улицы связана с такими именами, точь в точь Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Сенечка Гудзенко, Леся Украинка.

В юности начинающий песнопевец зачитывался стихами Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова, Михаила Светлова, с особенным вниманием, после воспоминаниям современников, он относился к поэтическим произведениям Бориса Пастернака. До крайней мере, некоторые доклады в литературной студии перед руководством Николая Ушакова, которую Лёка Гольдберг тогда посещал, были посвящены творчеству особенно этого поэта. Кроме того, сказалось и личное ознакомление с ним. Позже литературоведы напишут, почто для Озерова Пастернак был выразителем «высокого трагизма», какой-либо стал идеологической доминантой поэтического творчества и самого Озерова.

Общался Левуня Адольфович и с такими мастерами русской поэзии, ни дать ни взять Анна Ахматова, Михаил Зенкевич, Павлюкаша Антокольский и Николай Заболоцкий.

Творческая поприще

В 1945-1949 гг. работал в столичном литературном журнале «Октябрь», был членом редколлегии.

Начальный поэтический сборник Льва Гольдберга появился в 1940 году, погодя восемь лет после первой публикации стихотворений. Возлюбленный носил название «Приднепровье». Как и следующие издания стихотворений поэта, книжки были дружественно встречены критиками, среди которых, в частности, были Люля Сельвинский и Михаил Светлов. Всего близ жизни поэта вышло около 20 сборников поэтических произведений.

Возле жизни Озеров активно публиковался в газетах и журналах — его стихотворения, поэтические произведения, эссеистика выходили в таких изданиях, что «Литературная газета», «Огонек», «Арион» и др.

У Льва Озерова было масса псевдонимов. В начале творческого пути возлюбленный подписывался и своим настоящим именем, и Корневым, и Бергом… Самовольно он позже признавался, что долготно искал свой псевдоним. Пока неважный (=маловажный) нашел, перебрал штук тридцать самых разных.

Левуня Озеров был мастером и в области художественного перевода. Дьявол переводил с украинского, литовского, абхазского, осетинского, грузинского, армянского языков, а да идиша. Эта деятельность не была нежели-то отдельным, каким-то особым занятием в целях поэта. Сам он говорил, ась? рассматривает свои переводы как естественное расширение оригинального творчества.

В 1999 году, через три года после смерти, вышла одна с самых знаменитых работ Льва Озерова. Сие выполненные техникой свободного стиха и собранные в одной книге «Портреты лишенный чего рам» — поэтические мемуары, вспоминание о современниках поэта, с которыми Озерову довелось пересекаться и разговаривать. Написаны они с неизменным уважением и сочувствием к трудным судьбам современников. Смотри, например, концовка верлибра, посвященного прозаику Исааку Бабелю:

Смешинки, лукавинки, искорки буркалы,

Крупная голова его привлекает оглядка,

Она еще ни бед, ни горестей

Невыгодный предвидит,

А они через несколько полет

Тяжко падут на эту голову.

С опозданием ее оплачут.

У людей поглощать привычка такая,

Но это ранее тема другая.

Скончался Лев Озеров держи 82-м году жизни. Могила поэта находится сверху Востряковском кладбище в Москве.

Должности и звания

Немного спустя после выхода первой книжки Лёня Озеров был принят в Союз писателей Советский Союз и оставался в нем до конца жизни. Был награжден орденом «Признак почета».

В 1980 году за работу по-над переводами с литовского языка Озерова отметили званием «Видавший виды деятель Литовской ССР».

Репутация

Озерова в свое досуг называли культуртрегером или культурным миссионером. (то) есть исследователь он посвящал свои работы многим поэтам, в томишко числе тем, о которых в той обстановке приличествует было скорее молчать, чем являться) признаком. Его перу принадлежат статьи о талантливых поэтах-современниках, чей-либо жизненный путь был омрачен сталинскими репрессиями, о тех, по какой причине погибли в годы войны или заблаговременно ушли из жизни.

Лев Озеров был отличным наставником — терпеливым, внимательным и дотошным. Большой знающим. Всю свою жизнь дьявол посвятил обучению молодых писателей в Литературном институте. В линия десятилетия вел Творческое объединение молодых поэтов близ Москвоском автозаводе им. Лихачева.

Литературоведение

Первые научные работы о литературе были написаны Львом Озеровым до сего часа в годы учебы в институте.

Статья «Стихотворения Анны Ахматовой», опубликованная в «Литературной газете» 23 июля 1953 лета после долгих лет замалчивания, стала настоящим явлением в изучении творчества знаменитой поэтессы. Т. е. известно, сама Ахматова называла статью Озерова «прорывом блокады».

Было большое число других исследований — об ахматовской поэзии, о творчестве «шестого акмеиста» Зенкевича. Ей-ей и среди стихотворного наследия Льва Адольфовича полно стихотворений, посвященных Ахматовой, Пастернаку, Асееву.

Блестящей научной работой (бог) велел считать озеровские комментарии к сборнику Бориса Пастернака (1965). Сей однотомник был подготовлен к печати самим Озеровым и увидел огонь в серии «Библиотека поэта». Лев Адольфович для всю жизнь остался верен своему юношескому увлечению творчеством Бориса Пастернака. В видео представлена одна из лекций, прочитанная им получай вечере памяти поэта в 1994 году.

После были написаны и целые книги — монографические исследования о творчестве Афанасия Фета, Федора Тютчева, Евгеня Баратынского, Константина Батюшкова.

К несомненным достижениям Льва Адольфовича позволительно отнести и «первооткрывательство» для широких масс читателей поэзии Зенкевича, а в свой черед Сергея Боброва и Марии Петровых.

Подо редакцией Озерова и составленные им но выходили поэтические сборники Петра Семынина, Георгия Оболдуева, Аля Кочеткова. Сборник стихов последнего, наименованный «С любимыми не расставайтесь!», выпущенный в 1985 году, стал особенно популярен.

Упорство

По воспоминаниям современников Льва Озерова, у него была удивительная и аминь редкая для творческого человека предел — он умел восхищаться своими собратьями по части перу. В литературном цеху часто приличествует смотреть на окружающих свысока (неужто по крайней мере, не принимать что (во/в (), считая себя и только себя настоящим гением.

Лёка Адольфович в этом смысле был скромным человеком. Настоящим интеллигентом. Преклоняясь предварительно мастерством других писателей, он уважал и ценил их. Неоднократно он защищал от нападок и, по образу мог, способствовал продвижению их творчества.

А Водан из учеников, вспоминая о годах общения с Озеровым в время учебы в литературном институте, писал о нем манером):

Некоторым образом он был наивен. Симпатия верил в демократию, в то, что людьми у начальство движет что-то светлое, и, идеже я ему приводил примеры противоположного свойства, возлюбленный восклицал: «Как они могут! А это невозможно! Это бесчестно! Сего не может быть!» И это было круглым счетом искренне, что я никак не был в состоянии заподозрить его в каком-нибудь ханжестве.

Творческий почерк

Собственная поэтическая манера Льва Адольфовича Озерова отличалась лаконичностью и точностью выражений. Маловыгодный случайно отдельные фразы из его творений становились афоризмами и, отчего называется, «уходили в народ». Это одна с самых примечательных черт, присущих его поэзии.

У места сказать, не только поэтические произведения — и дневники, которые симпатия вел почти всю жизнь, носят односложный, чуть ли не безэмоциональный природа. Только события. О становлении своего стиля арион писал:

Сперва я устанавливал внешние соответствия в мире, любовался ими и тщился сообщить их в соответствующих звуках. Потом любое ушло вглубь. Суть привлекала своей беспредельностью.

Ась? касается общего кредо своей поэтической работы, ведь Лев Озеров выразил его где-то:

Живу стихом, через стих познаю печали и плача) и себя. Как санитарные и пожарные механизмы, стихи идут на красный наша планета. Идут впереди статей, переводов, работы педагога. Они пишутся всего лишь по зову сердца, которое, с руки сказать, и руководит поступками поэта. Ми хотелось быть не столько ярким, коих) пор полезным. Быть полезным Отечеству. Записать свою лепту в изменение такого до этого часа несовершенного мира. Без этой — нехай наивной — веры в то, что-то слово может сдвигать горы, книгу) нельзя. Без веры тяжело и стоять, и работать…

Поэзия

Стихотворения Льва Адольфовича Озерова поддай жару следовало бы назвать поэтическими миниатюрами — настоль слова в них к месту, связаны ненаглядный с другом и ни одного не выкинешь лишенный чего потери общего смысла. Так, как-то, совершенно естественны повторы в одном с самых известных лирических миниатюр Льва Озерова («Думаю о тебе», 1964):

О тебе я хочу вознамериваться. Думаю о тебе.

О тебе не хочу выдумывать. Думаю о тебе.

О других я хочу быть (на уме. Думаю о тебе.

Ни о ком безграмотный хочу думать. Думаю о тебе.

В другом своем произведении дьявол виртуозно описывает морозный день. В стихотворении Льва Озерова «Мартовские тени возьми снегу» (1956) передана картинка просыпающейся затем зимнего сна природы и то, о нежели может рассказать поэту всего-навсего парихна лыж на рыхлом весеннем снегу:

Мартовские тени сверху снегу…

Просто наглядеться не могу.

В рыхлые снега, в сверкание дня

Голубая врезана лыжня.

Я догадкой проскользну числом ней

К мартовскому солнцу южных дней.

К мартовской теплыни давних полет,

Лет, которых затерялся след.

Смотри и оторваться не могу

От теней, дрожащих держи снегу.

О силе воздействия музыки возьми наши души писали многие поэты. Чисто как блестяще сделал это в стихотворении «Безвыгодный умею рассказывать музыку» Лев Озеров:

Приставки не- умею рассказывать музыку,

И не смею выбухать музыку,

И немею, слушая музыку.

Немость моя – не помеха ми,

А для горести и для смеха ми.

Полнота бытия открывается

В час, когда-нибудь слушаю музыку.

Афоризмы

Тяга к емким, точным после сути высказываниям породила это воодушевление поэта Озерова. Вот лишь самая малая капелька из известных его афоризмов:

Всю практика я собираюсь жить…

Поэзия — вспыльчивый цех.

Из рук твоих ми мягок черствый хлеб.

О Ленинграде (ныне Санкт-Ленинград):

Великий город с областной судьбой.

А смотри еще одно высказывание, ставшее историей. Нонче уже вряд ли кто помнит, что-что в 1952 году старый памятник Николаю Гоголю (1909) был, под лад пожеланию вождя всех народов, заменен сверху новый. Прежний монумент показывал задумчивого, грустного, хоть скорбного писателя (что очень никак не нравилось Сталину), новый же, организованный по проекту Томского, скульптора, лауреата нескольких Сталинских премий, в 1952 году явил миру Гоголя улыбающегося. Прошлый памятник временно поставили в один с дворов неподалеку, позже он был установлен в парке у музея «Четыре стены Гоголя» на Никитском бульваре. Этому факту и был посвящена выдумка-стихотворение Озерова, короткая, как ложечка сожаления, которая в то время у многих была сверху слуху:

Веселый Гоголь на бульваре,

Мрачный Гоголь во дворе.

Следующий гнома о славе и бессмертии — стихи на эту тему я встретим у любого поэта:

Есть пункт на пока,

Есть строка бери века…

И наконец, знаменитое высказывание, в такой мере часто цитируемое, что никто поуже не помнит имени его автора:

Талантам не грех бы и что-л. сделать помогать,

Бездарности пробьются сами!

Вот жалость, что столь замечательный и яркий певец, эта многогранно одаренная личность, а в свою очередь сами стихи Льва Озерова оказались с совершенно забыты в наше время.

Да мы с тобой рассказали о русском советском поэте Льве Адольфовиче Озерове.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.