Александр Третьяков: сброшенный с трассы не только МОК

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Пригoвoр Aлeксaндру Трeтьякoву и скeлeтoнистaм Рoссии удaрил нaoтмaшь. МOК снoвa удaрил. Сoтрясaть вoздуx вoпрoсaми — зa чтo, пoчeму, гдe жe дoкaзaтeльствa? – ужe труднo. Нe пeрвый дeнь, мeсяц и дaжe гoд иx зaдaeм. Xoтя oни, эти вoпрoсы, всe рaвнo мoзг свeрлят.

Нo сeгoдня – прoстo бoльнo. Тaк былo пoслe рeшeния пo лыжникaм вo глaвe с Aлeксaндрoм Лeгкoвым, тaк и сeйчaс – кoгдa oтняли спoртивную жизнь у Aлeксaндрa Трeтьякoвa и eгo кoллeг пo сборной. Да и спортивную ли только?

Третьяков и пожизненное отстранение – это нонсенс. Саша Третьяков – это легкие спорта. Спорт подобными спортсменами дышит. Я не о России только. Мировой спорт и живет, и дышит, и завораживает, и восхищает, и изумляет именно такими, как Третьяков.

Саша ведь просто «повернут» на своем скелетоне. На этих жутких для многих секундах, когда он несется вниз головой. На этом стремительном миге, ради которого «впахивает» ежедневно. Не каждому дано даже понять.

В декабре прошлого года Родченков заявил, что разработал смесь из трех препаратов, которые смешивались со спиртными напитками. И предоставил список («Дюшес») спортсменов, употреблявших этот коктейль перед Играми в Сочи. По списку и царапинам на крышках флаконов (которые есть не у всех наказанных) сейчас наших спортсменов пожизненно и отстраняют. Есть у МОК еще доказательства или нет – пока тайна МОК.

Представить, как Третьяков не доворачивает по договоренности с кем-то крышечку своей тестовой пробирки на сколько-то щелчков, чтобы ее затем открыли «нужные» люди, не могу. Как полощет рот коктейлем Родченкова перед самым главным стартом в своей жизни – домашними Играми, тоже не могу. И Родченкова рядом с Третьяковым представить не могу.

После победы в Сочи Саша скажет: «Уходить не собираюсь. Стимул дальше заниматься есть. Здоровье позволяет, силы и желание дальше тренироваться и соревноваться есть. Месяц отдохну, и меня обратно потянет на стадион тренироваться и соревноваться. Скелетон – это моя жизнь». Никто не удивится. Потому что все это знали.

И когда впервые прозвучали обвинения в адрес Третьякова, Александр спокойно скажет: «Я ни разу в жизни Родченкова не видел. Даже не знал до этого года, что такой человек есть. Сначала удивился, конечно ­- странно слышать такие обвинения от человека, которого не знаешь».

Саша в скелетоне – не человек с улицы, не случайный победитель Олимпийских игр, который внезапно всех победил. На протяжении многих лет доказывал свою силу: и чемпионом мира был, и Европы, и победителем общего зачета Кубка мира, не сдал ни одной грязной пробы. А теперь – изгой.

2007 год – год, когда про скелетон в России заговорили благодаря Третьякову. Ему был тогда 21 год, но уже – чемпион мира среди юниоров, чемпион Европы, третий призер розыгрыша Кубка мира-2006/2007. Он был в России один такой, но заявлял, что скелетон будет развиваться стремительно. И без устали, когда оказывался в Москве, проводил ликбез для журналистов, убеждая, что скелетон — «нормальный такой вид спорта, не для отвязных, а для фанатичных. Приходит техника, ты ложишься, пробуешь — вот ручка давит, еще чего-то неудобство вызывает. Все учитывается, все подгоняется. Никто потом ничего не скрывает, общая комната существует для всей техники, никто ее под подушку не прячет. А что у нас воровать? Технологию? Да и знаете, наш вид спорта — какой-то уважительный, что ли. Может, потому что случайные люди не приходят?».

Я слушала его тогда, все время улыбаясь. Во-первых, потому что Третьяков сам улыбался – так проявлялось смущение от внимания. (Оно и потом останется, когда за плечами будет уже множество взрослых трасс, побед, признание, первая олимпийская наград – бронзовая – в Ванкувере.) Во-вторых, потому что когда сталкиваешься с увлеченным человеком, который не готов рассказывать о себе, любимом, но зато о деле – сколько угодно, это всегда симпатично. И, в третьих, если вы хоть раз видели Сашу хотя бы по телевизору, понимаете, о чем я. Понтов нет, философского позерства – тоже. Есть собственная позиция, достоинство и дружелюбие. И еще – «никаких сомнений, что это мой вид спорта, не возникает. Не могу жить без него, я фанатик». Лед в двух сантиметрах от лица, скорость – это его.

Я, как и многие, практически ничего про скелетон тогда не знала, потому и спросила о допинге – бывают ли нарушения? Ответ рассмешил: «Однажды поймали спортсмена из США – он применял средство от облысения. Потом доказали, что это было именно лечебное средство для волос и что запрещенный препарат входил в его состав, поэтому допустили американца к стартам снова.

Да нет нам никакого смысла принимать допинг. Все можно наработать только годами и собственным телом».

…Перед Олимпийскими играми в Сочи Саша был уже мудрым спортсменом, умеющим анализировать каждое движение.

«И компьютерные программы, и ноги делают одно дело. Нельзя отказаться от одного и зациклиться на другом. Они не взаимозаменяемые. Надо прийти перед тренировкой, после нее посидеть, посмотреть на вираж, понять, как лучше его пройти. Чтобы ты вышел на старт, набрал скорость и на оптимальной скорости прошел этот вираж – выше, ниже… Потоки воздуха меняются от любого шевеления тела. У нас много всяких разных способов тренировок. Вот, прошелся по трассе ногами, размялся. Потом ходишь и конкретные участки смотришь, которые тебя интересуют. А начинается все с комнаты. Ложишься – хочешь с открытыми, хочешь с закрытыми глазами – и едешь мысленно по трассе. Нужно показать время, как на реальной тренировке. Работаешь телом, вспоминаешь каждый поворот, рядом стоит тренер с секундомером, засекает время. В голове все фиксируется, поэтому время может и совпадать. Потом – тяжелая атлетика, легкая атлетика, иногда на стартовую эстакаду вывозят. Прыжки, бег, спринт… Летом у нас – стартовая эстакада. По рельсам катимся. Посадку отрабатываем. Трасса зимой – от километра 200 метров до двух, а эта – метров сто. Разогнался, и все – тормозишь…»

А перед Играми в Сочи Александр стал чемпионом мира, оставив все же лидера вида латвийца Мартинса Дукурса с серебром (третье место завоевал тогда Сергей Чудинов).

На этом чемпионате мира Саша лидировал в трех заездах. Но даже в минуты радости пытался смотреть на ситуацию со стороны. «В третьем заезде мне повезло, потому что Мартинс ошибался. Не знаю, с чем это было связано. Возможно, нервы его подвели. Хотя дело не только в этом, я ведь тоже на месте не стою, опыт накапливаю. Сейчас уже не только старт у меня хороший, многому научился. И по прохождению подтянулся. Все нарабатывается тренировками. Когда-то тонкости спуска плохо до меня доходили, было тяжело. Приходил, смотрел, менял принципы работы и – думал. Со временем начал понимать, где нахожусь на том или ином повороте… Не могу сказать, когда почувствовал уверенность. Это постепенно ведь происходит. «Оп», меня осенило, научился ездить – так в одночасье не бывает».

Теперь он знает, что бывает по-другому: в одночасье десять лет карьеры, насыщенной победами и призовыми местами, летят в пропасть.

«Я попытался объяснить, что в скелетоне мышечная сила играет, куда меньшую роль, чем опыт и знание трасс, поэтому до 23 лет в нашем виде спортсмены считаются юниорами, обратить внимание комиссии на то, что мы показывали результаты и до Родченкова, но меня перебили. Комиссию это совершенно не волновало, – цитирует официальный сайт федерации бобслея России Сергея Чудинова (сегодня он – тренер), который выступал на заседании комиссии МОК, вынесшей приговор нашим скелетонистам. – На Олимпиаде я на разгоне показал результат на пять-шесть сотых ниже личного рекорда. Зачем пить «коктейль», чтобы бежать хуже? У нас многие за подобные предложения просто надавали бы этому Родченкову по физиономии! Мы даже капли в нос не употребляем. Как вообще можно говорить об алкоголе в нашем виде спорта, где мгновенная реакция решает все и тебя может просто размазать по желобу, если сделаешь одно неверное движение? Я вообще не понимаю зачем, будучи мировыми лидерами и имея преимущества на своей трассе, так рисковать?».

…Остро хочется заглянуть в будущее — как все, что происходит сегодня с разбирательствами по поводу Сочи-2014, будет оценено позже. И нами, и не нами. Кто еще, кроме информированного Григория Родченкова, за это время заговорит? И до чего договорится? Кто повинится, у кого будут просить прощения? А сегодня – просто больно.

Читайте материалы: FIS допустил пожизненно отстраненных МОК российских лыжников к международным соревнованиям

Решение МОК по российским скелетонистам поставило в тупик даже недоброжелателей 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.